Ни для кого не секрет, что бортовой (маршрутный) компьютер в машине — вещь полезная. Тем более на такой машине как Daewoo Nexia, сочетающую в себе электронные мозги и классическую аналоговую панель приборов. Было решено купить и установить одну из топовых версий бортового компьютера — Multitronics RI-500.
Данная модель бортового компьютера универсальная, в комплекте есть все необходимое для установки. Бортовой компьютер ставится в 1DIN место, у производителя так же есть ряд моделей крепящихся на торпедо или на стекло. Независимо от способа крепления, БК подключаются к автомобилю одинаково.
Первым делом отключаем минусовую клемму аккумулятора. Затем вынимаем магнитольную сборку для установки БК в нишу ящика под магнитолой, при этом сам ящик пришлось демонтировать. Так же из-за небольших углов обзора монитора БК, я поменял местами магнитолу и компьютер, то есть установил БК выше магнитолы — так лучше видны показания компьютера.
Для корректной работы БК на нексии, его необходимо соединить со следующими цепями автомобиля:
- Масса;
- Зажигание (плюс при включенном зажигании);
- Постоянный плюс;
- Габариты;
- Датчик уровня топлива (ДУТ);
- К-линия диагностической колодки.
Из жгута проводов, идущего в комплекте с БК для «универсального» подключения убираем 2 провода — фиолетовый и синий, они нам не нужны.
Массу, зажигание и постоянный плюс я взял от питания магнитолы («масса» — черный провод, «постоянный плюс» – красный, «зажигание» — красно-жёлтый). Провода из комплекта БК имеют клеммы, но они очень широкие, так что проще их отрезать и соединить с нужной цепью с помощью скрутки | |
К «габаритам» и «ДУТ» я подцепился на колодках панели приборов. Плюс габаритов — провод в левой колодке панели приборов, контакт «4» (они все пронумерованы) |
|
«ДУТ» – 3-й провод в верхнем ряду правой колодки. Если кто-то запутается, то нужно найти, к какому контакту из жгута проводов идет дорожка с надписью «Fuel» | |
|
|
Накидываем и закрепляем минусовую клемму АКБ, включаем двигатель и настраиваем БК, проверяя все ли параметры считывает компьютер. Компьютер понимает 3 типа протокола ДЭУ, у меня он автоматически выбрал протокол Дэу-1, и часть показаний показывал неверно. Выбрал в ручном режиме протокол ДЭУ-2, и все показания стали правильными. После проверки и настройки, аккуратно прячем все провода, и возвращаем на место все снятые элементы обшивки. Вот в принципе и все, новые полезное усовершенствование машины готово. Примерено вот так выглядит установленный компьютер и магнитола в сборе |
|
Еще один вариант установки бортового компьютера Multitronics RI-500 на нексию, подключение выполняется аналогично описанному выше | |
Приобретя БК Multitronics RI-500 и установив его в свободное место под магнитолой, понял, что так дело не пойдет. Решено было установить в другое, более информативное место, в центральную решетку обдува, т.к. кондиционера нет и зимой я не пользуюсь этими дефлекторами. Полностью сняв центральный воздуховод, срезал полотном по металлу перемычку посередине. После этого проделал отверстие под шлейф компа, переведя заслонку потока воздуха в вертикальное положение, стянул гайкой с болтиком, чтоб в дальнейшем при работе обдува поток воздуха не открыл заслонку |
|
Отцентровал расположение БК относительно центральных воздуховодов, пометив точки карандашом. Так как нужно было, чтоб упоры БК во что-то упирались, симпровизировал. В качестве упоров использовал четыре болтика с гаечками (видно на фото), два сверху и два снизу — на одном уровне с упорами БК |
|
Оставшиеся отверстия по бокам БК решил закрыть теми же дефлекторами, распилив один из дефлекторов. Здесь важна точность замеров, иначе получится как у меня — один дефлектор чуть больше другого |
|
Теперь место для установки БК готово | |
Также решил дополнительно пролить резиновым клеем внутреннюю часть БК по периметру, т.к. при установке лицевой панели (а она у меня вставлялась очень туго) облицовка выскакивала из своих пазов | |
Устанавливаем БК в подготовленное место, результат на фото! |